Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Гелонг Шымбай–оол Куулар: факты и легенды

21.09.2017, 21:46      Новости Кызыла

Дуган-субурган в Кирсарае, там, где жил гелонг – факт главный и непреложный: он существует, его можно увидеть. А вот детали биографии легендарного ламы в пересказе разных людей порой расходятся.

Странное место - Кирсарай

Кирсарай – это официально. Чаще его называют Кирпич-Сараем или Кирбииш-Сараем, что, в общем-то, одно и то же... Говорят, что где-то здесь был кирпичный завод. Впрочем, никакого завода или его развалин не видно. Была ли здесь бригада, которая делала кирпичи? Может, и была. Вот только следов от нее тоже не осталось.

Есть и другое мнение. Говорят, что название очень старое, и появилось задолго до советской власти. Название не должно смущать, ведь и «кирпич», и «сарай» - слова тюркского происхождения. Да и кирпич – далеко не новое изобретение. Еще в Вавилоне в VI веке до н.э. строили зиккураты (башни) из кирпичей. В Европе проще было строить из дерева и камня, а в странах с жарким сухим климатом, где, к тому же, и мало деревьев, проще применять для строительства глину.

В Европе производство кирпича было налажено в XI-XII веках в связи со стремительной застройкой городов. Россия освоила технику обжига кирпича в IV-V веках. Хотя слово «кирпич» тюркского происхождения, есть предположение, что изначально это слово было в языке шумеров. Возможно, это так и есть, именно в тех местах была необходимость в кирпиче.

И если название Кирсарая пришло и впрямь из глубины веков, то можно предположить, что где-то в этом месте когда-то было кирпичное сооружение. Вероятно – крепость. Уйгурские крепости, вроде Бажын-Алаака или Пор Бажына сложены ведь тоже из своего рода кирпичей.

К тому же, на этом месте люди основались очень давно – весь Кирсарай стоит на древних курганах.

Административно – это часть Чадана, хотя и находится на расстоянии нескольких километров. Это даже не поселок. Его можно назвать арбаном – все-таки небольшое поселение. Но, опять же, административно, - скорее микрорайон Чадана.

Дуган-Субурган

В 2015 году здесь возвели очень своеобразное сооружение – дуган-субурган. То есть, это небольшой и храм, и субурган одновременно. Кубическое основание – это помещение, куда можно зайти. А на нем возведен субурган. Других сооружений такого рода в Туве нет.

Если проводить аналогию с христианством, его можно назвать маленькой часовней.

Для строительства дугана-дубургана в честь последнего ламы-гелонга советской эпохи Куулара Шымбай-оола Дажы-Торлук оглу проводили марафоны – собирали средства. Строили его самые разные люди – и не только из Кирсарая.

Само открытие состоялось 20 июля 2015 года.

Сейчас можно войти внутрь – здание не охраняют, нет запоров и замков. Внутри – два маленьких столика, на которых портреты Шымбай-оола башкы, портреты Далай Ламы, буддийские иконы и изваяния. Здесь же чула (лампады), подношения, ларец для пожертвований.

Изваяние Будды – черное. Это может несколько смутить – мы привыкли видеть их желтыми или золотыми. Но Буддой был ведь не только царевич Шакьямуни.

По некоторым источникам, Шакьямуни был седьмым. Линия происхождения неразрывно связана с продолжением наставничества Шакьямуни, так что он оказывается предпоследним в ряду учителей. После него упоминается его ученик и преемник в общине Махакашьяпа, или же Майтрейя, Будда грядущего.

Из семи Будд прошлого Випашьин, Шикхин и Вишвабху относятся к предыдущей кальпе, а оставшиеся четыре к текущей. (По другим источникам есть список 28 Будд, уходящий в ещё более далёкое прошлое). Первые четыре из семи Будд прошлого были черного цвета в белом одеянии.

Во дворе, на специальном приспособлении, кадаки и флаги с молитвами. Видно, что почитатели башкы все постоянно обновляют, заменяют, развешивают новые флаги.

Жизнь и деяния Шымбай-оола Куулара

В Баян-Тала несколько лет назад создали школьный музей. Дети, учителя и жители поселка провели огромную работу, выясняя судьбу всех родившихся и живших здесь, отслеживая их судьбы. В частности, это касается и Шымбай-оола Куулара. В музее рассказали, что Шымбай-оол Куулар был в чине хелина. Он обучался в Бурятии. Служители Иволгинскго дацана звали его «Далай-ламой Тувы». В 1939 году - репрессирован, освободился только в 1947 году. При жизни указал, где и как его хоронить. А после трех лет на месте захоронения его останков нельзя было обнаружить. Говорят, что душа его вознеслась на небеса, а тело воплотилось в четыре элемента стихии: огонь, воду, землю и воздух.

С большим уважением о нем отзывался гелонг Тензин Цултим – Камбы-лама. Сам факт того, что он стал буддистом, связан со встречей с Шымбай-оолом башкы. Вот что он говорил в своих интервью: «Впервые же я столкнулся с буддизмом, когда серьёзно заболел сын, ему поставили диагноз «хроническая астма». Как-то нам посоветовали показать сына ламе – гелонгу Шымбай-оолу Куулару, жившему в местечке Кирпич-Сарай, недалеко от Чадана. Именно он познакомил меня с главными обетами буддизма — не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не употреблять алкоголь. Тогда же по его наказу я перестал пить.

Гелонг посмотрел и сказал, чтобы я из Иволгинского дацана Бурятии «пригласил» лекарство для сына.

Потом спросил, выпиваю ли я. Ответил, что по большим праздникам. Он сказал, что мне пить нельзя, три раза обошел свою избушку, дал мне в руки сутры и передал обет не злоупотреблять спиртным.

Гелонг Шымбай-оол Куулар был очень известной личностью. К нему часто обращались чиновники, творческая интеллигенция даже в то время, когда религия была под запретом.

Я увидел, что значит титанический труд истинного монаха. Он все подношения верующих отвозил в Иволгинский дацан, чтобы сделать подношение в хурээ. Кроме продуктов питания были деньги, которые гелонг сворачивал в рулончики вместе с подписанными записками.

У него был огромный авторитет. В аэропорту его никогда не проверяли. Камбы-лама Бурятии его принимал с радостью. Услышав о его приезде, в Иволгинский дацан шел народ, молодые бурятские ламы брали у него благословение.

Таким он был – истинный гелонг старой Тувы, не знавшей еще перемен. И то, что он меня благословил, определило мою судьбу.

Сыну привезенные из Иволгинского дацана лекарства помогли. Он вылечился.»

Некоторые неточности

Когда проводили марафон для сбора средств, указывали годы жизни гелонга - 1898-1991. В других источниках можно найти, что в 1990 году ему было 94 года, значит, родился в 1896 году. Например, в книге М. В. Монгуш «История буддизма в Туве»: «Первый буддийский храм, ознаменовавший возрождение буддизма в Туве, появился в конце 1990 г. в сумоне Кызыл-Даге Бай-Тайгинского кожууна. Инициаторами его строительства были местные художники-камнерезы Саая Когел и Сергей Кочаа. <…> Здание выполнено в архитектурном стиле буддийского храма. Его молельный зал обставлен изделиями местных мастеров-плотников, ремесленников и художников. Торжественное открытие храма состоялось 27 декабря 1990 г., обряд его освящения совершил бывший лама, 94-летний Куулар Шымбай-оол, учившийся в свое время в Верхнечаданском хурээ».

В некоторых публикациях говорится, что он мальчиком обучался в Верхнечаданском хурээ, в музее Баян-Тала говорят, что учился в Бурятии. Устуу-Хурээ был уничтожен в тридцатые годы, то есть Шымбай-оолу Куулару явно было больше тридцати лет, и он был уже не хуураком.

Если был репрессирован в 1939 году, то где? В России или в Туве?

Некоторые люди, рассказывавшие о башкы, говорили, что его убили в Иволгинском дацане. Это неверно, они перепутали его с другим ламой - Кенден-Суруном Хомушку. Иногда о Кууларе Шымбай-ооле говорят как о последнем хуураке Верхнечаданского хурээ. Это тоже неверно – хотя бы из-за возраста. Как о последнем послушнике чаще все же говорят о ламе Шулуу Чымба-оглу Кууларе.

Многие ходили за советом и за помощью к Шымбай-оолу Куулару, все с удовольствием делятся воспоминаниями о встречах, но вот подробной и достоверной его биографии пока нет.

И. Качан

Источник: plusinform.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования