Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Нацеленность на взаимодействие

15.09.2017, 8:45      Новости Кызыла

По итогам участия в Восточном экономическом форуме глава региона Шолбан Кара-оол встретился с руководителями местных СМИ в рамках «Клуба главных редакторов». Большое внимание в беседе с пишущей братией он уделил инфраструктурным проектам, в том числе в сфере электроэнергетики, которые ему удалось обсудить на форуме с президентом Монголии, а также подробно рассказал о «втором дыхании» проекта железной дороги в Туву, который теперь приобретает черты проекта геополитического значения.

Эльвира Лифанова, председатель Союза журналистов Тувы: «В последнее время произошло много знаковых событий, регионального, федерального и международного уровня. На мой взгляд, Шолбан Валерьевич, к значимым событиям можно отнести то, что первого сентября республику посетила Ольга Васильева, министр образования и науки России, а также Сергей Меняйло, полномочный представитель президента по Сибирскому федеральному округу. Также состоялся Восточный экономический форум, в котором вы приняли участие, причем, если не ошибаюсь, вы единственный глава региона, которому удалось на этом форуме пообщаться с президентом страны, вашим давним знакомым, президентом Монголии. И, по моему, вы — единственный представитель сибирского региона на этом форуме».

Шолбан Кара-оол, глава Тувы: «Участие в Восточном форуме для меня стало серьезным откровением. Как известно, Восточный форум проводился уже в третий раз. В первых двух мы не участвовали. Да и вообще, формат проведения форума носит больше местечковый характер. Если он касается Дальнего Востока, то вроде как там должны собираться представители дальневосточных регионов, а другие — постольку-поскольку. Я считаю, что это не совсем правильно. И в этом отношении участие Республики Тува в Дальневосточном форуме вполне понятно. Мы считаем, что наши интересы во многом связаны с развитием этого региона. Мне было очень интересно участвовать в этом форуме, поскольку представительность участников просто зашкаливала. Помните, наверное, что в пленарном заседании участвовали четыре руководителя государства. И причем государств, которые находятся в непосредственном приграничье. Это Япония, Южная Корея, Монголия и Россия. Они являлись модераторами, спикерами пленарного слушания. И я, по крайней мере, много почерпнул для себя из выступлений, которые там непосредственно звучали. Имел возможность общаться на форуме со многими участниками, которые там присутствовали. Там был и чрезвычайный полномочный посол Китая, который приезжал к нам. Был там и полномочный чрезвычайный посол Монголии, у которого я был в гостях в Московской резиденции. Помню, она меня там очень гостеприимно встречала.

Имел возможность услышать позицию моих коллег — губернаторов Амурской области и Еврейской автономной области, а также других. Восточное направление развития России сейчас набирает обороты. Нам иногда кажется, что в этом направлении сейчас есть только намерения, а на самом деле сегодня уже очень много реализованных проектов. И в этом отношении нам нужно понимать, что для развития Тувы выход к инфраструктурным проектам России архиважен. Я просто сошлюсь на заявление президента Монголии, который сказал, что он возглавляет страну, которая не имеет выхода к морю, и для него очень интересна Россия, особенно через призму Тувы. Он так и сказал, что именно тувинские железнодорожные проекты дают ему возможность выхода к портам Находки и Владивостока. Это заявление руководителя Монголии лишний раз подтвердило то, что все наши переговоры ведут к чему-то. Встреча с президентом Монголии имела такие последствия.

Мы говорили о том, что очень важно в трехсторонних переговорах по поводу восточных векторов развития железнодорожных проектов, где есть северный и западный пути, не замыкаться только на своих проблемах. Монголия, например, особо заинтересована в развитии центрального пути своего железнодорожного проекта. При этом, монголы с интересом относятся к переговорам Китая и России по поводу продолжения ЖД-проекта в сторону Урумчи. И во время встречи с монгольским президентом я, конечно, говорил о необходимости совместных усилий, о том, что в переговорных процессах нам нужно друг друга поддерживать. Само собой разумеется, я напомнил о наших культурных истоках, о наших общих предках. Говорил о том, как мы эмоционально воспринимаем нашего соседа. На самом деле, ведь нам здорово повезло, что у нас такой хороший, добродушный, настроенный на партнерство сосед. И я имел возможность на форуме поблагодарить президента Монголии за такое добрососедство, за нацеленность на взаимодействие. Многие решения правительственного уровня с Монголией уже, что называется, подписаны. Сейчас нужно их эффективно реализовывать. Например, в 2006 году подписано было межправительственное соглашение о придании двусторонности таможенному пункту Боршоо-Хандагайты. Я считаю, что Россия и Монголия прилагает усилия для того, чтобы с максимальной выгодой использовать свое геополитическое положение.

Здесь же нужно сказать о том, что с 1 января 2017 года наша федеральная дорога М-54 переадресована и выходит на ту самую трансграничную трассу, которая выводит на важные районы Китая. Я, конечно, об этом говорил. С президентом Монголии мы общались, как старые друзья, как те самые люди, которые заинтересованы в развитии своих территорий, объединенных общей границей дружбы. Я очень рад этой встрече. Констатирую: особое отношение лидера Монголии к Туве. Я очень надеюсь, что вот эти добрые отношения мы с ним воплотим в реальные дела власти.

Если говорить о проектах, я имел возможность поговорить с ним об энергетическом коридоре. Вы знаете, что наши страны сейчас начали реализовывать целый ряд проектов, касающихся не только дорог, но также электроэнергетики. Они колоссальное значение для нас имеют. Если каждый из нас начнет строить гидроэлектростанции или атомные электростанции, притом, что буквально под носом есть мирового масштаба Саяно-Шушенская ГЭС, это неразумно, на мой взгляд. Наша совместная с Федеральной сетевой компанией инициатива вытекает из простой человеческой логики — направить мощности Саяно-Шушенской ГЭС в западную Монголию, и закольцевать эту линию с китайским электросетевым хозяйством, обеспечив индустриальное развитие западной Монголии.

Для Тувы это инвестиции, новая инфраструктура, сети, которые для нас являются проблемой. Речь идет о миллиардных инвестициях, поэтому эту инициативу нельзя упустить. Несмотря на жесткую конкуренцию, наше мнение является приоритетным. ФСК уже подписала с нами соглашение, в котором готова делиться своей прибылью, своими доходами, которые она в результате реализации этого проекта сможет получить, и вкладывать эти средства на инвестиции сетевого хозяйства Тувы. В общем, иметь под носом Саяно-Шушенскую ГЭС и территорию, которая находится под зеркалом водохранилища, и при этом не иметь даже элементарных льгот по стоимости электричества, это, на мой взгляд, несправедливо. Сегодня есть шанс это изменить в рамках проектов, которые сейчас изучаются. Нам нужно быть аргументированными в этих вопросах. Буквально на днях я улетаю в Китай (спасибо чрезвычайному полномочному послу, что помогает мне в официальном посещении КНР), где я буду встречаться с представителями соответствующих министерств на предмет реализации проекта. Вместе со мной вылетает Кажин-оол Роман Викторович, министр топлива и энергетики республики. Мы стараемся быть инициативными в этих вопросах. Тем более, что после смены руководства федеральной сетевой компании, очень важно, чтобы была обеспечена преемственность решений, принятых предыдущим руководством».

Роман Тас-оол, главный редактор газеты «Тувинская правда»: «Тассовцы» в своих материалах, касающихся тувинской проблематики, с вашей подачи, Шолбан Валерьевич, утверждали, что РЖД готовы начать реализацию проекта строительства железной дороги в Туву, не дожидаясь частного инвестора. Значит ли это, что в государственно-частном партнерстве, на основе которого будет реализован данный проект, Байсарова может заменить другой инвестор? И не осложнит ли такой поворот реализацию проекта, поскольку Байсаров вложил только в проектную документацию около миллиарда рублей, и продавать лицензию, стоимость которой также увеличилась, он будет в комплекте с ПСД. Удастся ли найти инвестора, который будет способен выложить как минимум миллиард рублей за проектную документацию, плюс существенную сумму за лицензию?»

Шолбан Кара-оол: «Спасибо большое за этот вопрос, и за то, что вы вникаете во внутренние пружины этого проекта. Вы знаете, я стал намного мудрее в этих серьезных проектах, и не хотелось бы, откровенно вам скажу, как своим землякам, упреждать события, дабы это дело «спугнуть». В этом отношении просто хочу вам сказать, что наш железнодорожный проект как никогда стал реалистичным, в особенности он стал связан с тем, что государство в лице руководителей правительства, а также в лице РЖД, того специализированного оператора развития железнодорожных сетей, проявляют интерес к этому проекту. Опять же это все в рамках тех отношений, которые складываются между странами, и тех приоритетов, которые устанавливаются на уровне геополитики. Теперь его увязывают с такими проектами, как «Шелковый путь», он связан с борьбой интересов разных государств. В частности, таких наших партнеров, как Казахстан. Но я бы не хотел, чтобы мы туда слишком серьезно внедрялись, потому что у нас нет никаких рычагов влияния. Поэтому нам в этой ситуации лучше способствовать, чем мешать и не навредить в этой обстановке. Но поверьте мне, благодаря тому, что у нас есть великий земляк, и благодаря его лоббистским возможностям, мы занимаем очень активную позицию. В этом отношении сегодня этот проект становится как нельзя более осязаемым и понятным. И с точки зрения государственных интересов он становится весьма нужным на этот момент времени. И он связан не только с минерально-сырьевой базой Тувы. В прошлом году в сентябре руководители КНР, Монголии и России подписали меморандум в Ташкенте. В числе пяти проектов, которые они определили как самые приоритетные, стоят два наших ЖД-проекта. Последующие встречи подтвердили вот эту самую приоритетность наших проектов.

Если говорить об инвесторах, как известно, именно частный интерес является движителем прогресса. Поэтому в этом отношении совершенно естественно, что главными заинтересованными лицами должны быть частные компании России, Китая и Монголии. И вот эту тему поиска частных инвесторов нужно развивать, содействовать тому, чтобы больше было инвестиций, в особенности частных. Но я, почему-то, уверен в том, что строительство инфраструктуры — это государственная задача. Поэтому, чем больше в это дело будет привлечено госструктур, тем лучше. РЖД, например, готовы стать оператором строительства. А потом уже возвращать государственные деньги через частные инвестиции тех компаний, которые будут пользоваться этой дорогой. Это будет более живая схема, чем ожидание того, что частный инвестор построит, а потом возвратит инвестиции. Сейчас превалирует вот эта позиция.

Я дорожу теми отношениями, которые у нас сложились с нашими инвесторами, в том числе со структурой Байсарова. Руслан Сулимович много усилий приложил к тому, чтобы наш проект получил реальные очертания. Более миллиарда рублей он вложил только в проектную документацию. Более сотни миллионов рублей вложено согласно федеральному закону на прохождение процедур, связанных с государственной экспертизой и прочим. Поэтому ему нужно отдать должное в этом отношении. Не дожидаясь каких-то решений и не боясь риска, инвестор доверился Туве. Не удивлюсь, если он сохранится как инвестор проекта. Но одновременно допускаю, что он найдет какие-то варианты, что он будет готов продать то, что у него есть в плане реализации этого ЖД-проекта государству. Я нахожусь с ним в тесном контакте, содействую ему в плане прохождения каких-то государственных процедур. Но проявляю особую заинтересованность в том, чтобы быстрее эти проекты были реализованы. Для меня это задача номер один, которую сегодня мы перед собой имеем. Если все-таки осуществится вот этот сквозной вариант ЖД-проекта через Туву, то глубоко убежден, что для республики это будут совершенно иные возможности для того, чтобы сделать ее самодостаточным регионом. Компромиссы или проблемы, которые в связи с этим могут возникнуть, нужно максимально нивелировать с позиций законодательства. Нужно заранее их упреждать и принимать решения по ним. Моя поездка в Китай связана именно с этим ЖД-проектом».

Антон ПОСОХИН

Источник: tuvapravda.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования